Преподобномученик игумен Филарет (Пряхин)
Родился 29 августа 1880 года в семье крестьян Трофима и Марины Пряхиных. Два его младших брата
умерли до его рождения. По просьбе матери псаломщик Введенской церкви с.Чулково
с раннего возраста стал обучать Ивана грамоте. До 17 лет Иван жил с родителями,
помогая им в хозяйстве. У юноши было сильное желание посвятить свою жизнь Богу,
и в 1899г. он поступил в монастырь.
Монастырь находился в двух верстах от г.Пронска, на реке Прони.
Основным послушанием Ивана было пение на клиросе, в остальное время он
трудился на различных хозяйственных работах. Там же начал читать книги духовно-
нравственного содержания.
Принял монашеский постриг в честь святого праведного Филарета Милостивого.
Ревностно исполнял различные послушания: в хлебопекарне, в просфорне, в столярной
мастерской, пел и читал на клиросе.
По благословению духовника он по несколько недель проводил в святых местах:
в Киево-Печерской Лавре, Оптиной Пустыни, в Сарове.
С молитвенными подвигами он соединял подвиги великого воздержания и
поста. Одним из послушаний иеромонаха Филарета был крестный ход с чудотворной
иконой Божией Матери "Споручница грешных" по селам Рязанской губ. Выходили из
обители с крестным ходом после Пасхи, возвращались поздней осенью.
В 1919г. монастырь был закрыт, и иеромонах Филарет стал служить в Покровской
церкви села Срезнево.
Вскоре после 1919г. настоятель Покровской церкви о.Николай скончался, и на его
место был назначен иеромонах Филарет. Богослужения на приходе он стал совершать
по монастырскому уставу. Покровская церковь привлекла значительное число
монашествующих из закрытых монастырей - Иоанно-Богословского,
Крестовоздвиженского, Пронского Спасского, Вышенского, Сушкинского, Бавыкинского и др.
Ежедневно при церкви находилось до 150 человек, были созданы 3 хора.
Из ответа иеромонаха Филарета на вопросы следователя о его жизни (1931г.):
"В Покровском храме я поместил взятую из разоренной Спасо-Преображенской
обители икону "Споручница грешных". Эта икона - копия, настоящая же
чудотворная икона осталась в Пронске в соборе. Копия этой иконы была по заказу
монастыря написана у пронского художника. Эта икона находилась в монастыре и
никаких чудес не творила. И она начала творить чудеса, когда я ее взял к себе
во время разгона монастыря, во время хождения по селам и деревням. Чудеса я знаю
такие, после того, как люди прикладываются, то у некоторых прекращается болезнь
головы и ее больше не бывает. Архиепископ Зарайский Вениамин благословил меня
ходить с этой чудотворной иконой. Я с этой иконой обошел все села округи, народ
узнал это, вскоре на поклонение стали приходить паломники сами.
Совершая в Срезневской церкви монастырскую службу, я для этой иконы установил
праздник 29 мая по старому стилю. В этот день со всей округи стекался народ для
поклонения. Монахини меня посещали, все рассеянные в округе, человек 150 и
больше".
К чудотворной иконе Божией Матери в Срезневскую церковь приезжали священники из
многих городов России.
О.Филарет был ревностным пастырем. Приходящих в храм он духовно утешал, много и
усердно молился о тех, кто особо нуждался в помощи Божией.
Сюда стали стекаться люди, ища духовного исцеления и совета в житейских вопросах.
О.Филарет обладал даром прозорливости. Рассказывают, как одна прихожанка,
возвращаясь из храма, провалилась в прорубь, в ледяную воду. Звала на помощь,
но услышать ее было некому, дома были далеко. "Батюшка, помоги, погибаю", -
шепнула она и сразу почувствовала под ногами опору. Вдруг видит: бежит с горы
диакон Димитрий, помогает ей выбраться на лед и говорит: "А ведь меня отец
Филарет прислал тебе помочь!".
В храм шел народ за 100 и 150 верст от Срезнево. В народе Покровскую церковь
стали именовать монастырем.
Игумен Филарет приезжал в Рязань по торжественным праздникам, служил там в
соборе с епископом Иувеналием (Масловским).
Когда во второй половине 20-х годов началось массовое закрытие церквей,
он все чаще посещал московские монастыри, Киево-Печерскую Лавру, где
молился о спасении России.
В Москве бывал в Петровском монастыре, Донском и Даниловском. В Донском был на
похоронах Патриарха Тихона. Будучи в 1930г. в Даниловом монастыре, встречался с
митрополитом Сергием (Страгородским).
В Киеве исповедовался у епископа Антония.
В 1930г. на празднование Срезневской чудотворной иконе Божией Матери,
собралось множество священнослужителей и мирян.
Рязанский ОГПУ сообщал в Москву: "В с.Срезнево по случаю престольного
праздника имел место массовый наплыв богомольцев - всего около 8 тысяч человек.
Такое большое скопление народа объясняется тем, что в с.Срезнево служит в качестве
священника некто Филарет, который пользуется особенным авторитетом, слывет
за "святого", широко практикует дачу советов по различным вопросам и болезням,
почему к нему имеется широкое паломничество, даже крестьян из соседних Козловского
и Тамбовского округов. 11 июня 1930г. на празднике находилось до 20 попов и
200 человек монашествующего элемента. Служба проходила в течении трех суток.
В обычное, не праздничное время в доме Филарета всегда имеются временно
проживающие прибывшие из разных районов монахи и монашки".
В 1930г. и в 1931г. иеромонах Филарет приезжал в Рязань по торжественным
праздникам, служил в соборе.
Обладая даром прозорливости, он предвидел свой арест и аресты других
срезневских монахов, утешал их: "Повинуйтесь, терпите, православные, Бог с нами!"
Из показаний игумена Филарета на следствии:
"Каждого монаха и монахиню, которые приходили помолиться в Покровскую церковь,
я предупреждал о том, что возможен арест, что нужно к нему подготовиться.
Сам я к нему был готов с прошлого [1930] года, мешочек с бельем у меня всегда
висел на стене".
31 мая 1931 года отец Филарет был арестован вместе с 38 игуменами и монахами.
Во время пятимесячного следствия игумен Филарет претерпел ночные допросы,
избиения, угрозы, содержался в холодных сырых подвалах. На допросах на вопрос
об убеждениях отвечал: "Православие, Отечество, Монархия". Следователи требовали
отречения от Православной веры, показаний против священнослужителей и, в первую
очередь, против владыки Иувеналия (Масловского), но он на это отвечал: "Народ
против власти не настраивал, но сам постоянно молил Бога о даровании победы
над супостатами и врагом считал каждого, кто идет против веры".
Из показаний иеромонаха Филарета по поводу празднования иконе
"Споручница грешных" в 1930г.:
"После богослужения все священники в количестве 17 человек по моему приглашению
собрались на трапезу и беседу. Во время беседы все жаловались, что власть
накладывает на служителей и церковь большие налоги и существовать дальше
Православной Церкви становится невозможным, нужно добиваться снижения налогов".
9 октября 1931г. был приговорен к 10 годам ИТЛ, а позже, на заседании
Коллегии ОГПУ 12 ноября 1931г. срок заключения был сокращен до 5 лет концлагерей.
По окончании срока весной 1936г., вернулся в Рязанскую обл.
Прибыл в село поздно вечером тайно. Первым делом взял чудотворный образ
"Споручница грешных" и ночью трижды обошел вокруг храма - и храм не закрывался
все время гонений, служба в нем не прекращалась. Затем о.Филарет, боясь
осквернения чудотворного образа, заменил его списком, а святыню спрятал.
Игумен Филарет встретился в Рязани с архиепископом Иувеналием, который
посоветовал ему для того, чтобы избежать скорого ареста вновь, уехать в
Тверь (Калинин), где его никто не знал.
По источнику [Зв1]: весной 1935г. по благословению владыки Иувеналия,
вернулся на служение в с.Срезнево, где был арестован осенью 1937г. и через 7
месяцев заключения в Бутырках, в 1938г., по ст.58-10 был приговорен к заключению
в Мариинское отделение Сиблага (Новосибирская о., Мариинский р.,
с.Верхние Чебулы).
По прибытии в Тверь о.Филарет познакомился со священником о.Иоанном Ерошкиным,
служившим в единоверческой церкви. О.Иоанн помог ему найти жилье. Дальняя
родственница о.Филарета, проживавшая в пос.Клязьма под Москвой, помогала ему
материально. В Твери о.Филарет прожил два года, а потом перебрался в село Трубино.
В с.Трубино поселился в баньке, принадлежащей жителю этого села Ивану Зотову,
приходившемуся о.Филарету дальним родственником. (Иван Зотов после отбытия
второго срока заключения в Бутырках устроился на работу на торфоразработках,
приобрел себе крестьянскую баню и приспособил ее под жилье).
О.Филарет часто посещал в Твери единоверческую церковь и храм в честь иконы
Божией Матери "Неопалимая купина".
В марте 1938г. о.Филарету было предложено место священника в с.Конаково, куда
он и отправился.
По прибытии в село о.Филарет вместе со старостой храма отправился в райисполком,
чтобы зарегистрироваться , как того требовал закон. В райисполкоме регистрацию
дать отказались и отправили их для решения этого вопроса в местное отделение
НКВД, где в регистрации также было отказано, о.Филарет отправился в Тверь.
28 августа 1939г., в день Успения Божией Матери власти получили санкции на
арест о.Филарета, а также епископа Калининского Палладия (Шерстенникова),
двух священников, диакона и сторожа единоверческой церкви вместе с
женой. Органы НКВД пришли арестовывать о.Филарета.
В это время о.Филарет был на праздничном богослужении в единоверческом
храме. Во время службы к нему подошел диакон Христофор, который
служил в этом храме, и сообщил о.Филарету, что его приехали арестовывать
сотрудники НКВД и посоветовал скрыться. Поверив диакону, о.Филарет понял,
что имеет возможность если и не избежать ареста, то хотя бы подготовиться к
нему, т.е. переодеться и взять теплые вещи, без которых в лагере обойтись
никак нельзя, о чем батюшка знал по своему опыту. Вместе с родственником
Иваном Зотовым они убежали через поле в лес, добрались до станции Кулицкая,
где около с.Трубино располагалась их дом-баня. В этот же день игумена Филарета
арестовали в этой баньке.
Игумен Филарет подвергся 24 мучительным допросам. От него требовали показаний
на епископа Палладия (Шерстенникова), архиепископа Иувеналия (Масловского),
протоиерея Леонида Флоренского, на духовника
Марфо-Мариинской обители архимандрита Сергия (Сребрянского), поселившегося
после ссылки в 1933г. в с.Владычня Тверской обл. и на других священнослужителей.
Он показания на них отказался дать.
Виновным в а/с деятельности и участии в к/р церковно-монархической группировке
себя не признал.
В период следствия содержался под стражей в Бутырской тюрьме.
Содержался в Ново-Ивановском отделении Мариинского ИТЛ особого назначения.
Незадолго до смерти (?) принял схиму с именем Серафим.
Умер в лагере от гриппозного воспаления легких, порока сердца и кахексии.
9 марта состоялось погребение схиигумена Серафима.
В народе почитается как Филарет Пронский.
Был канонизирован как преподобномученик игумен Филарет (Пряхин).
Вернуться в предыдущий раздел
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ