Священноисповедник
протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890
года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в
семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича
Правдолюбова (впоследствии протоиерея Успенской церкви города
Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен,
по некоторым записям и преданиям, священники Правдолюбовы известны
с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной
семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов.
Сергий получил образование
в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и
Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением
ученой степени кандидата богословия.
В 1915 году он поступил
на должность псаломщика в один из храмов Киева. 26 октября того
же года епископом Вятским Никандром рукоположен в сан пресвитера
и определен служащим священником Спасской церкви в Слободе Кукарке
Вятской епархии. В 1919 году был назначен настоятелем Троицкого
собора в Слободе Кукарке (город Советск Кировской области) и благочинным
1-го округа Яранского уезда Вятской епархии.
Чудом остался отец Сергий
жив при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный
отряд латышских стрелков. Ночью каратели вышли с рейдом, арестовывая
и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли
к собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме
живет "главный поп". Сторож показал на дом прежнего настоятеля,
который был уже в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней
привычке и являлся тем самым "главным попом". Старца-священника
разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имени его
никто не записал для памяти и поминовения, но отец Сергий, конечно,
помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа
и "положившем душу за други своя".
В том же году всех священников
города арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко
от железнодорожной ветки. Все были уверены, что копают могилы
для самих себя. И плакали, и молились, прося у Бога помощи и заступления.
Затем подъехал состав из нескольких товарных вагонов, начальник
которого прокричал: "Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони.
Вот мы и пригнали вас сюда. Ваша задача - разгрузить и закопать
четыре вагона тухлой рыбы. После этого по моей команде можете
быть свободны!"
Смрад, действительно,
разносился страшный. Но радость о том, что смерть прошла стороной,
была велика.
Духовной вершиной жизни
протоиерея Сергия, безусловно, является пребывание в заключении
на Соловках в период с 1935 по 1940 год. Крест исповедничества
он нес с большим достоинством, будучи духовно опытным и смиренным,
о чем свидетельствуется в воспоминаниях о Соловках его сына протоиерея
Анатолия, опубликованных в 1999 году. В них можно прочесть и о
том, что отец Сергий был неким "духовным корнем, из которого все
мы (его сродники. - Ред.) выросли".
После освобождения из
лагеря в 1940 году отец Сергий вернулся в Касимов, но Троицкая
церковь была уже к тому времени закрыта, вакантных священнических
мест не было. Средства к существованию отец Сергий со своей семьей
обретали случайными требами, временным служением в том или другом
храме во время болезни штатных священников и тем, что работала
его жена Лидия Дмитриевна, помогая прокормить большую семью.
В 1943 году отец Сергий
был приглашен на освободившееся место в Никольскую церковь в Касимове,
но прослужил недолго, так как в декабре был мобилизован на трудовой
фронт и направлен в Малеево в качестве сторожа инвентаря Малеевского
карьера по добыче белого камня. Каменоломни всегда были местом
работы рабов и заключенных...
После трех лет пребывания
в каменоломнях отец Сергий стал настоятелем одного из храмов и
благочинным в городе Спасске Рязанской области. Здесь он служил
с 1946 года до декабря 1947-го. В это время Господь послал ему
большое утешение: его сын Анатолий, пребывавший вместе с ним на
Соловках, 21 июля был рукоположен во диакона и назначен в храм
к отцу для совместного служения. Однако длилось оно недолго: протоиерея
Сергия перевели в город Лебедянь (тогда город входил в состав
Рязанской области). Вместо отца в Спасске оставили сына- уполномоченный
Совета по делам религии пошел даже на это, только бы выслать отца
Сергия из Спасска. Протоиерей Сергий уехал в Лебедянь, а 7 декабря
диакона Анатолия рукоположили во священника и сразу же назначили
настоятелем и благочинным Спасского округа.
Последние три года жизни
отца Сергия прошли во многих трудах и болезнях - сказывались годы,
проведенные в заключении. 18 декабря 1950 года, в канун дня памяти
особенно чтимого отцом Сергием святителя и чудотворца Николая,
душа Соловецкого исповедника отошла ко Господу. Ему было к тому
времени шестьдесят лет, а выглядел он на все восемьдесят.
Наставления отца Сергия
всегда бережно и свято хранились в его семье. Двое его сыновей
стали священниками (еще двое погибли на фронте). Влияние отца
Сергия, его духовного облика, личности, неразрывно связанное с
его исповедническим подвигом, сильно и сейчас, в его детях и внуках.
Определением Священного
Синода от 28 декабря 2000 года протоиерей Сергий был прославлен
в лике священноисповедников и причислен к Собору новомучеников
и исповедников Российских.
По благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия 4 октября 2001 года
в городе Лебедяни Липецкой области было совершено обретение святых
мощей священноисповедника Сергия Правдолюбова. На следующий день
святые мощи исповедника были перенесены в Спасскую церковь в селе
Маккавееве (поселок Сынтул) Касимовского района Рязанской области.
Пятого февраля 2002
года по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона
честные мощи священноисповедника Сергия были торжественно перенесены
в Никольскую церковь в городе Касимове для временного пребывания.
В воскресенье, 15 сентября 2002 года, в день празднования 850-летия
города Касимова, митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном
было совершено великое освящение Троицкого храма в Касимове, в
котором священноисповедник Сергий в течение многих лет был настоятелем.
Во время крестного хода, возглавляемого епископом Шацким Иосифом,
викарием Рязанской епархии, духовенство города и района перенесло
раку со святыми мощами священноисповедника Сергия из Никольской
церкви в новоосвященный Троицкий храм для постоянного пребывания.
Память священноисповедника
Сергия совершается в день его кончины - 5/18 декабря, в день Собора
Рязанских святых 10/23 июня, а также в день празднования Собора
новомучеников и исповедников российских.
Вернуться в предыдущий раздел
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ