"Не забывай никогда, даже в самые темные дни своей жизни, благодарить Бога за все, Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается." - Праведный Николай Псковоезерский


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Пожертвование на наш храм
История села и храма
Фотогалерея храма
Фотогалерея села
Святыни наших мест
Описание праздника Покров
Святые земли Рязанской
Рязанские новомученики
Древности храмов
Монастыри
Святыни Афона
Святыни России
Описание икон
Рязанские святыни
Рязанские святые источники
Проповеди, поучения
Видео галерея
Аудио материалы
Иконы Божьей Матери
Описания святых
Жития святых
Пасха, Двунадесятые праздники
О Богослужении и Таинствах
Молитвы, Акафисты, Каноны
Православные чудеса
Православный календарь
Наш адрес и реквизиты
Полезные ссылки и партнеры
Друзья нашего сайта
Гостевая книга


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001155638263
(Пожертвование на наш Храм
Покрова Пресвятой Богородицы
)


Пожертвование на Храм
R412906209622
WMR
  
Пожертвование на Храм
Z215261397328
WMZ
  
Пожертвование на Храм
E326841827928
WME
  


Установка нашего баннера на свой сайт
Код нашего баннера

Сейчас на сайте:



Надежный хостинг, регистрация доменов Создание и раскрутка сайтов, ремонт компьютеров и сотовых, компьютерный магазин

Соборы Московского Кремля

Девятое столетие стоит на земле русской Москва. Когда-то, очень давно, срубили топорами люди малый городок на чистой и светлой реке среди могучего бора, защитили его деревянным частоколом, окружили рвом.

«Князь великий Юрий Володимирович заложил град Москву на устниже Неглинны, выше реки Аузы», — повествует древнерусская летопись. С умом и сердцем поставили первые московские люди свой город, словно бы предвидели, что предначертано ему расти вширь и ввысь. Малой точкой был он при рождении, а ныне раскинул свои площади, улицы, проспекты, парки на восьмистах семидесяти квадратных километрах, шагнул в ряд самых крупных и красивых городов планеты.

Arhangelskij-Sobor-Moskovskogo-Kremlja

В XII веке, когда впервые в Лаврентьевской летописи встречается упоминание о Москве, она была одним из трехсот русских городов и крепостей того времени. Сегодня в столице России живет около девяти миллионов москвичей, любящих свой древний и юный город, убежденных в том, что даже среди самых красивых городов земли мало сыщется у их родной Москвы достойных соперниц.

«Не в один день Москва строилась», — так говорят в народе. Через трудные испытания довелось ей пройти, не раз и не два показать свой твердый, мужественный характер, чтобы выстоять, выжить. Она сполна познала все: разоренья, мор и голод, яростные мятежи, опустошительные пожары и разбойные чужеземные набеги. «Люди избиша от старца до сущего младенца, а град и церкви святые огневи предаша», — печально рассказывает летопись об одном из набегов Золотой Орды. Но после каждой беды город снова и снова возрождался к жизни, прибавляя в красоте, силе и могуществе. В XIII веке Москва украсилась куполами первых храмов: Успенского собора, церкви Спаса на Бору, чуть позже — Архангельского собора. Потом Димитрий Донской «позваша мастеров и начаша делать бесперестани из камня» главную московскую крепость — Кремль. И пошла златоглавая Москва строиться.

Blagovewenskij-Sobor-Moskovskogo-Kremlja

Возвысились над ее полями и лесами купола церкви Рождества Богородицы в Кремле, Спасского собора, поднялись стены каменных хором, дворы знати с курными избами холопов вокруг них.

В те давние времена церкви были не только домами для молитвы, но и воплощением красоты, могущества и славы государства. И «шапки ломали» перед ними, и поклоны били не только от христианского смирения, но и от изумления, восторга — надо же, вот какое чудо стоит на отчей земле.

Строили их и в честь победы русского оружия над иноземными захватчиками. О сооружении наиболее известных соборов слагали легенды и передавали их из поколения в поколение.

Каждое столетие добавляло что-то свое дивное в ряд белокаменных шедевров вначале княжества Московского, потом — государства Российского, необъятной Российской державы. Москва стала городом «сорока сороков» церквей, славилась удивительно красивыми дворцами, поражавшими легкостью и изяществом. В строительстве Москвы участвовала вся держава. Из дальних и ближних уголков шли в столицу каменных и железных дел мастера искусные живописцы и ювелиры, рабочие люди тяжкими трудами своими поднимавшие «град Москву велик и чуден».

Шедевры московского зодчества, выдержав ураганы столетий, стали ныне не просто памятниками архитектуры и старины. Сегодня, любуясь куполами соборов, мы воздаем должное талантливым и трудолюбивым предкам нашим, испытываем гордость за свое Отечество. К великому сожалению, не все ценные памятники архитектуры сохранились до наших дней. Еще в царское время был снесен знаменитый Белый город, уничтожены на территории Кремля церковь Иоанна Предтечи под Бором, Сретенский собор, Гербовая башня, Троицкое подворье с церковью Богоявления, другие памятники. Приложили руки к разрушению памятников архитектуры ретивые администраторы и более поздних времен.

Тем дороже российским гражданам все, что удалось сохранить. Многие из бесценных памятников архитектуры ныне переживают второе рождение. И вновь золотятся под солнцем поседевшие за многие века купола, утверждая великую истину: подлинная красота неподвластна времени.

Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы располагается в центре Соборной площади. В течение столетий он служил кафедральным собором Московской митрополии. Стоит он на том месте, где до него уже существовали последовательно (на протяжении XII—XIV веков) три храма. Последний из них, белокаменный собор был построен в 1327 году, но к концу XV века он сильно обветшал и по размерам оказался слишком мал.

Rizopolozhenija-Cerkov-(Polozhenija-Rizy-Hrista-Spasitelja-V-Uspenskom-Sobore).

В 1472 году русскими мастерами Кривцовым и Мышкиным было начато сооружение нового храма, однако достроить собор не успели: он рухнул из-за плохой кладки стен. В 1475 году к строительству собора был привлечен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Взяв за прототип Успенский собор во Владимире, он сумел создать строгий и торжественный пятиглавый храм, который до сих пор поражает гармоничностью и соразмерностью всех архитектурных форм. Совершенно уникально для

русских соборов выглядит построение внутреннего пространства (35x25 м, высота около 40 м), решенное Фиораванти в виде просторного светского зала с круглыми колоннами, заменившими традиционные столбы.

Первоначальный иконостас собора и стенные росписи, выполненные русскими мастерами Тимофеем, Ярцем и Конем под руководством прославленного иконописца Дионисия, не дошли до нашего времени (сохранились лишь отдельные фрагменты в алтарной части и Похвальском прицеле). В1642—1643 годах эти фрески были заменены новыми, которые также на протяжении времени неоднократно «поновлялись». Однако тематика фресок при этом была сохранена. Заменен был и старый иконостас (выполненный в 1653 году русскими иконописцами из Ярославля, Костромы, Осташкова).

С 1498 года в Успенском соборе отмечались не только важнейшие церковные, но и государственные события. Здесь происходило венчание на престол русских царей. Так, в 1547 году тут венчали на царствие Иоанна IV Грозного, в 1721 году состоялась коронация Петра I.

В Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы находятся многочисленные великие святыни Русской Православной Церкви, первой из которых следует считать Владимирскую икону Божией Матери. С этим собором связаны важнейшие события церковной и общественной жизни Московского и Российского государства. В соборе до настоящего времени пребывают чудотворные и чтимые образы — чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Петровской», образ великомученика Георгия Победоносца, образ Архистратига Михаила, образ Спасителя, именуемый «Спас Златые власы», образ Спасителя «Спас Ярое Око». Здесь почивают святые мощи святителя Петра, перенесенные из Владимира в 1325 году по просьбе князя Иоанна Калиты. Именно по благословению святителя Петра был заложен Успенский собор. В соборе покоятся святые мощи святителя Феогноста, преемника святителя Петра, управлявшего Русской Церковью в 1328—1353 годах, защищая Церковь перед правителями Золотой Орды; святые мощи святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси, избранного на митрополичью кафедру в 1433 году (святитель Иона скончался в 1461 году, и при его гробе совершалось множество исцелений), святые мощи священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, умученного во времена Иоанна IV Грозного; святые мощи святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси (первого русского Патриарха). Он был единственным среди православного русского духовенства, не принявшим знаменитого самозванца Лжедмитрия, за что был сослан в Старицкий Успенский монастырь, где в молодости принимал пострижение. Церковная его карьера была весьма быстрой: из Старицкого монастыря молодого монаха перевели в Москву настоятелем сначала Симонова, а затем Новоспасского монастыря. Десять лет спустя Иов уже епископ Коломенский, а позже — епископ Ростовский. В 1587 году Епископальный Собор возвел его на кафедру митрополитов Московских и всея Руси, а двумя годами позже Иов избирается первым Патриархом Московским и всея Руси. После смерти Патриарха Иова в 1607 году его тело было погребено в Старицком монастыре, а в 1652 году нетленные мощи святителя были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

Uspenskij-Sobor-Moskovskogo-Kremlja

В Успенском соборе покоятся святые мощи священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, святые мощи святителей Киприана и Фотия (обретение и перенесение мощей произошло 27 мая 1472 года). Здесь же почивают святые мощи еще одного выдающегося деятеля Русской Православной Церкви — митрополита Московского и всея Руси Макария. Патриарший собор Наиболее значительным делом его

Успения Пресвятой Богородицы жизни стало создание грандиозного литературного свода «всех чтомых книг на Руси» — 12-томных «Великих Четьих Миней» («все чтомые книги на Руси» до XVI века), вошедших в историю под названием Макарьевских. Кроме них по инициативе Макария был составлен Владычный летописный свод Макария, ставший продолжением новгородских летописей. Много сделал святитель Макарий и для развития на Руси книгопечатания.

При советской власти, с марта 1918 года, Успенский собор был закрыт и использовался под музей. С 1992 года он является патриаршим кафедральным собором. В дни значительных церковных праздников и по особым случаям здесь проводятся торжественные богослужения.

В ряду знаменитых кремлевских соборов вот уже почти пятьсот лет стоит Архангельский собор (1505—1508), или собор Архангела Михаила. Собор изначально строился как усыпальница великих московских князей. Иоанн III приказал разобрать более древний собор, так как он показался Иоанну III слишком скромным и тесным, а на его месте построить новый храм с таким же названием и того же назначения. До Архангельского собора на этом месте находился собор Архангела Михаила, построенный в XIV веке при Иоанне Калите. Святой Архангел Михаил издревле почитался на Руси как покровитель воинов и князей в их ратных подвигах, и поэтому князья в крупных городах старались обязательно возвести храм в его честь.

Всего за три года приглашенный для строительства храма итальянский архитектор Алевиз Новый руками русских мастеров возвел собор. Этот храм просто поражал жителей Москвы своими размерами (он стал вторым по величине собором Кремля) и красотой. Алевиз Новый искусно и органично соединил традиции древнерусского зодчества и элементы венецианской архитектуры эпохи Возрождения, в результате чего в Москве появился торжественный и нарядный храм, на многие годы ставший для русских зодчих образцом для подражания. Стены большого крестово-купольного храма, увенчанного традиционным русским пятиглавием, украшают декоративные детали, характерные для архитектуры Ренессанса. Профилированный карниз делит фасады собора на два горизонтальных поличью кафедру в 1433 году (святитель Иона скончался в 1461 году, и при его гробе совершалось множество исцелений), святые мощи священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, умученного во времена Иоанна IV Грозного; святые мощи святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси (первого русского Патриарха). Он был единственным среди православного русского духовенства, не принявшим знаменитого самозванца Лжедмитрия, за что был сослан в Старицкий Успенский монастырь, где в молодости принимал пострижение. Церковная его карьера была весьма быстрой: из Старицкого монастыря молодого монаха перевели в Москву настоятелем сначала Симонова, а затем Новоспасского монастыря. Десять лет спустя Иов уже епископ Коломенский, а позже — епископ Ростовский. В 1587 году Епископальный Собор возвел его на кафедру митрополитов Московских и всея Руси, а двумя годами позже Иов избирается первым Патриархом Московским и всея Руси. После смерти Патриарха Иова в 1607 году его тело было погребено в Старицком монастыре, а в 1652 году нетленные мощи святителя были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

В Успенском соборе покоятся святые мощи священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, святые мощи святителей Киприана и Фотия (обретение и перенесение мощей произошло 27 мая 1472 года). Здесь же почивают святые мощи еще одного выдающегося деятеля Русской Православной Церкви — митрополита Московского и всея Руси Макария. Наиболее значительным делом его жизни стало создание грандиозного литературного свода «всех чтомых книг на Руси» — 12-томных «Великих Четьих Миней» («все чтомые книги на Руси» до XVI века), вошедших в историю под названием Макарьевских. Кроме них по инициативе Макария был составлен Владычный летописный свод Макария, ставший продолжением новгородских летописей. Много сделал святитель Макарий и для развития на Руси книгопечатания.

При советской власти, с марта 1918 года, Успенский собор был закрыт и использовался под музей. С 1992 года он является патриаршим кафедральным собором. В дни значительных церковных праздников и по особым случаям здесь проводятся торжественные богослужения.

В ряду знаменитых кремлевских соборов вот уже почти пятьсот лет стоит Архангельский собор (1505—1508), или собор Архангела Михаила. Собор изначально строился как усыпальница великих московских князей. Иоанн III приказал разобрать более древний собор, так как он показался Иоанну III слишком скромным и тесным, а на его месте построить новый храм с таким же названием и того же назначения. До Архангельского собора на этом месте находился собор Архангела Михаила, построенный в XIV веке при Иоанне Калите. Святой Архангел Михаил издревле почитался на Руси как покровитель воинов и князей в их ратных подвигах, и поэтому князья в крупных городах старались обязательно возвести храм в его честь.

Всего за три года приглашенный для строительства храма итальянский архитектор Алевиз Новый руками русских мастеров возвел собор. Этот храм просто поражал жителей Москвы своими размерами (он стал вторым по величине собором Кремля) и красотой. Алевиз Новый искусно и органично соединил традиции древнерусского зодчества и элементы венецианской архитектуры эпохи Возрождения, в результате чего в Москве появился торжественный и нарядный храм, на многие годы ставший для русских зодчих образцом для подражания. Стены большого крестово-купольного храма, увенчанного традиционным русским пятиглавием, украшают декоративные детали, характерные для архитектуры Ренессанса. Профилированный карниз делит фасады собора на два горизонтальных яруса, а пилястры, украшенные базами и пышными капителями коринфского ордера, задают им вертикальный ритм. Из итальянских новшеств следует особо отметить белокаменные резные раковины в закомарах собора, ставшие популярным архитектурным элементом, часто затем использовавшимся при строительстве православных церквей. Собор внешне более напоминает дворцовое здание, венецианское «палаццо», чем храм. После завершения строительства нового храма сюда были перенесены останки московских князей от Калиты до отца Иоанна III. И с тех пор всех московских князей стали хоронить в этом соборе. Архангельский собор оставался царской усыпальницей на протяжении нескольких веков. Сорок девять московских правителей, их предки из династии Рюриковичей, а также первые цари из рода Романовых покоятся в покрытой полумраком усыпальнице Архангельского собора. Надгробные памятники со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах расположены в строгом порядке. Гробницы правителей из династии Рюриковичей расположены вдоль стен храма, гробницы царей из династии Романовых — у юго-западного и северо-западного столпов. При Петре I Москва утратила статус столицы, и функцию императорского некрополя взял на себя Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.

Святынями собора являются икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находившаяся ранее в Смоленске и привезенная в Москву дочерью великого князя Литовского Витовта Софьей, когда она стала супругой московского князя Василия Димитриевича (1389—1425). В соборе почитается также древний, написанный, по преданию, по просьбе преподобной Евфросинии Московской, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского, образ Архангела Михаила. Здесь покоятся святые мощи благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, принявших мученическую кончину в Золотой Орде в 1245 году, святые мощи благоверного князя Димитрия Донского, святые мощи благоверной княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии, жены князя Димитрия Донского.

В соборе покоится также рака со святыми мощами благоверного царевича Димитрия Угличского. При обретении нетленных мощей царевича в Угличе в 1606 году произошло множество исцелений. Святые мощи были приготовлены для предания их земле, но на следующий день случились многочисленные исцеления больных, и мощи были оставлены открытыми в соборе.

Verhospasskij-Sobor-I-Teremnye-Cerkvi

Верхоспасский собор был сооружен в XVII веке над Малой Золотой палатой Теремного дворца (1635—1636). Он служил домовой церковью царской семьи. А после того как у входа в собор поставили выкованную из железа и покрытую золотом решетку, его стали называть Спасом за золотой решеткой.

В конце XV века (1484-1489) трудами псковских мастеров был возведен Благовещенский собор. Был он при рождении легок и строен, изящно смотрелся рядом с монументальным Успенским собором, но в XVI веке к нему добавили четыре придела с главами и еще над сводами западной части возвели две глухие главы. При разборе первоначального сооружения погибли росписи Феофана Грека и Андрея Рублева. Сохранился «Деисисный чин» работы знаменитых живописцев: считается, что кисти Феофана Грека принадлежат иконы «Богоматерь», «Спас Вседержитель», «Василий Великий», «Архангел Гавриил» и другие. Преподобный Андрей Рублев — к такому выводу пришли исследователи — написал «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение Господне» и «Преображение Господне».

Здесь пребывала Донская икона Божией Матери (сейчас находится в Третьяковской галерее).

Из святынь собора особо почитаются образ Всемилостивого Спаса (1337), образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Почитается также чудотворный образ Спасителя, помещенный над входом в северную галерею (письма Федора Ушакова).

Проходили столетия. Каждый из самодержцев и правителей московских, стремился поставить «свой» собор. Стояла на территории Кремля самая древняя церковь во имя Иоанна Лествичника «иже под колоколы» (XIV век). Иоанн Калита возвел на ее месте восьмигранную башню высотой в 60 метров. В царствование Иоанна III итальянец Бон Фрязин надстроил ее тремя ярусами. Борис Годунов приказал возвести еще два мощных яруса и увенчать башню золотым куполом.

К северу от Успенского собора Кремля расположено древнее здание Патриаршего дома. На месте Патриаршего дома с обширным внутренним двором ранее находился митрополичий дом, который в течение своей истории несколько раз перестраивался в соответствии с вкусами очередного владельца.

Uspenskij-Sobor-Moskovskogo-Kremlja

Еще в XIV веке в Кремле был основан первый митрополичий двор, и находился он у Боровицких ворот. В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам Церкви, так как укрепляла ее позиции. В связи с этим митрополит Петр решил переехать из Владимира, где тогда жили митрополиты, в Москву. Несколько позднее митрополичий двор от Боровицких ворот был перенесен на северо-западную сторону Успенского собора и стал постепенно обустраиваться. В 1450 году при митрополите Ионе на дворе была заложена «палата каменная» и при ней церковь Ризоположения. В 1473 году двор со всеми служебными и хозяйственными постройками сгорел, но вскоре при митрополите Терентии был восстановлен. Во время польской агрессии начала XVII века митрополичий, а затем и патриарший двор, не уступавший в роскоши царскому дворцу, был разграблен, а в 1626 году окончательно опустошен пожаром. Спустя несколько лет патриарший двор снова стал обстраиваться. При Патриархе Никоне в 1656 году было построено новое, сохранившееся до нынешних времен здание Патриаршего дома с храмом Двенадцати Апостолов.

Строителями его были известные кремлевские мастера. Четырехэтажное здание дома и собор выдержаны в стиле московской архитектуры того времени. В декоративной обработке фасадов имеются элементы владимиро-суздальского зодчества и классики.

Храм Двенадцати Апостолов был сооружен сначала на месте старого храма Соловецких Чудоворцев и части двора Бориса Годунова, он назывался церковью апостола Филиппа.

Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. После пожара 1680 года собор перестроили и дали ему современное название. В этом храме Патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников.

Со стороны Соборной площади находился парадный въезд на патриарший двор. Это были две сквозные арки, расположенные под храмом. В прошлых веках они были заложены, и о них забыли.

С северной стороны к собору примыкает живописная открытая галерея на столбах, соединяющая храм с жилыми патриаршими покоями. В 1955—1957 годах в Патриаршем доме были проведены работы по реставрации помещений второго этажа, была восстановлена настенная роспись, выполненная в духе стенописи Ярославских палат XVII века. В соборе по сохранившимся древним изразцам восстановлен изразцовый пол, промыта настенная живопись, относящаяся к XIX веку, и реставрирован иконостас. Собор Двенадцати Апостолов представляет собой образец художественной резьбы по дереву второй половины XVII века. Он выполнен русскими мастерами в стиле русского барокко. Этот иконостас перенесен в храм Двенадцати Апостолов в начале XX века из церкви кремлевского Вознесенского монастыря. В наши дни Патриарший дом представляет большой интерес как образец древнерусской национальной архитектуры и быта XVII века.

Огромная колокольня Ивана Великого легко, стремительно, изящно взметнулась к небу. В 1532—1543 годах с северной стороны была пристроена четырехъярусная кубическая звонница (архитектор Петрок Малый и другие). Открывался с колокольни прекрасный вид на Земляной город — с большой высоты незаметны были покосившиеся, старенькие домики, зато виднелись сады, многие улицы, маковки церквей и церквушек. Долгое время ни одно сооружение в Москве не могло сравняться по высоте с «Иваном Великим», исполином зодчества.

Храм Ризоположения был заложен близ митрополичьего двора как домовая церковь митрополитов. С учреждением патриархии храм стал домовой церковью Патриархов.

Построенный в 1450 году, в 1451 году он был освящен во имя Положения Риз Пресвятой Богородицы во Влахерне в память о чудесном избавлении от набега татарского царевича Мазовши, который пришел с войском под стены города, а через день по неизвестным причинам увел войско. «Избавление» пришлось на день Положения Риз Пресвятой Богородицы. В 1479 году храм сгорел.

В 1484 году в Кремле работали псковские мастера, приглашенные для выяснения причин обрушения нового Успенского собора. Псковичи возвели Благовещенский собор и новую одноглавую Ризоположенскую церковь.

Четырехстолпный, трехапсидный храм стоит на высоком подклете и имеет кубическую форму. К южному входу ведет высокое крыльцо, с севера и запада примыкают паперти.

Фасады его разделены на три части по вертикали. Центральные части выше и шире боковых. Карниз заканчивается килевидными закомарами. Щелевидные окна расположены по фасаду и на барабане главы.



НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001155638263 (Пожертвование на наш Храм)



При полном или частичном использовании материалов, ссылка на наш сайт обязательна.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы © 2007-2012 | CKTO.RU | CKTOHOST.RU