"Не забывай никогда, даже в самые темные дни своей жизни, благодарить Бога за все, Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается." - Праведный Николай Псковоезерский


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Пожертвование на наш храм
История села и храма
Фотогалерея храма
Фотогалерея села
Святыни наших мест
Описание праздника Покров
Святые земли Рязанской
Рязанские новомученики
Древности храмов
Монастыри
Святыни Афона
Святыни России
Описание икон
Рязанские святыни
Рязанские святые источники
Проповеди, поучения
Видео галерея
Аудио материалы
Иконы Божьей Матери
Описания святых
Жития святых
Пасха, Двунадесятые праздники
О Богослужении и Таинствах
Молитвы, Акафисты, Каноны
Православные чудеса
Православный календарь
Наш адрес и реквизиты
Полезные ссылки и партнеры
Друзья нашего сайта
Гостевая книга


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001155638263
(Пожертвование на наш Храм
Покрова Пресвятой Богородицы
)


Пожертвование на Храм
R412906209622
WMR
  
Пожертвование на Храм
Z215261397328
WMZ
  
Пожертвование на Храм
E326841827928
WME
  


Установка нашего баннера на свой сайт
Код нашего баннера

Сейчас на сайте:



Надежный хостинг, регистрация доменов Создание и раскрутка сайтов, ремонт компьютеров и сотовых, компьютерный магазин

Чудотворный Феодоровский образ Пресвятой Богородицы

Костромская и Галичская епархия занимает в настоящее время территорию Костромской области. Епархия учреждена 16 июля 1744 года. Объединяет приходы и монастыри на территории Костромской области. Кафедральный город — Кострома. Кафедральные соборы — Богоявленско-Анастасиин в г. Кострома и Введенский в г. Галич.

История Костромы, отметившей в 2002 году свое 850-летие, неразрывно связана с великой святыней Костромского края и всей Православной Руси — чудотворным Феодоровским образом Пресвятой Богородицы. На протяжении почти восьми веков икона Царицы Небесной, пребывающая в Костроме, является путеводительницей ко спасению православных людей; ее чтили многие поколения костромичей. В XII веке Феодоровская икона Божией Матери находилась в деревянной часовне близ старинного поволжского города Городца; впоследствии на этом месте был построен городецкий Феодоровский монастырь, главной святыней которого стала глубоко почитавшаяся местными жителями икона Пресвятой Богородицы.

В 1237 году Городец подвергся нападению монголо-татарских захватчиков; монастырь сгорел, а образ Царицы Небесной с того времени «не обретеся в городе». Дальнейшая судьба чудотворной иконы до ее явления в Костроме неизвестна; тем не менее современные исследователи предполагают, что именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с полоцкой княжной Брячиславой. Известно, что ко времени кончины благоверного великого князя Александра в Городце в 1263 году возобновленный Феодоровский монастырь уже имел копию с чудотворного Феодоровского образа Царицы Небесной. С образованием в 1246 году удельного Костромского княжества его первым правителем стал Василий Ярославич — пятнадцатилетний младший («мизинный») сын Ярослава Всеволодовича; однако в Кострому он прибыл лишь в 1256 году по достижении совершеннолетнего возраста. Именно ему, праведному юноше-князю, Божия Матерь благоволила обрести Свою икону в костромских пределах. Повествование о чудесном явлении образа Пресвятой Богородицы князю Василию складывалось в течение нескольких веков и получило свое письменное завершение в широко известном литературном памятнике — «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери», автором которого считается протоиерей костромского Успенского собора Феодор (об отце Феодоре мы достоверно знаем лишь то, что он служил в главном храме Костромы с 1636 по 1644 год).

В «Сказании» говорится, что «великий князь Василий выехал из града на охоту. И когда был от града во едином поприще, начали псы притужно лаять. Великий князь ускорил приехать на то место и увидел пречудную икону Пречистой Богородицы, стоящую на сосновом древе, и сошел с коня, и хотел взять святую икону; икона же поднялась ввысь и не далась ему. Он же немного отступил и начал творить поклоны со слезами, и во второй раз хотел взять эту Божественную икону, и не получил желаемого. И всед на коня, быстро поехал во град, поведал случившееся протопопу и повелел ему со крестами и освященным собором немедленно идти на то место, где явилась ему Богородичная икона. Сам же князь пришел со множеством народа, и долго творили молитвы, и подняли священническими руками икону Пречистой с великою честию невозбранно, и принесли во град, и поставили в соборной церкви святого великомученика Феодора Стратилата. На месте же том, где была обретена икона Богородицы, повеле великий князь построить церковь во имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Нерукотворенного Образа Его, и монастырь устроить повелел, и отчины многие дал на пропитание братии». Так святым князем Василием была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь (обретение иконы совершилось близ небольшой речки Запрудни).

«Сказание» объясняет и причину именования чудотворной иконы Феодоровской. На следующий день после ее обретения князем Василием жители Костромы пришли в соборный храм для поклонения чудесно явившемуся образу Божией Матери; многие из них при этом объявили князю и духовенству, что накануне явления святыни, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, были очевидцами того, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в «преукрашенную» воинскую одежду и удивительно похожий на изображение великомученика Феодора Стратилата в соборном храме. Это несомненно убедило князя Василия и всех костромичей в том, что сам великомученик Феодор, небесный покровитель Костромы, принес в дар своему граду новую святыню. Последующее пребывание Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме связано со многими чудесными событиями, из которых особенно следует отметить сохранение ее в огне двух пожаров и помощь Пресвятой Богородицы князю Василию и костромичам в битве при Святом озере.

Особая страница истории чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы — события 1613 года, когда на всероссийский престол после трагических лет Великой смуты вступил первый царь из дома Романовых, Михаил Феодорович. Посольство Земского собора, возглавлявшееся архиепископом Рязанским и Муромским Феодоритом и боярином Ф. И. Шереметевым и взявшее с собой московские святыни, прибыло из Москвы к Михаилу Феодоровичу и его матери инокине Марфе Иоанновне, проживавшим тогда в костромском Ипатьевском монастыре, для извещения о состоявшемся избрании. Утром 14 марта 1613 года посольство, остановившееся на ночь в селе Селище на правом берегу Волги, переправилось в обитель; тогда же крестным ходом из Успенского собора в монастырь принесли и Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря послы долго, но тщетно просили юного Михаила и его мать принять волю собора. Как повествует летопись Ипатьевского монастыря, отрывок из которой сохранился в исторических трудах епископа Костромского и Галичского Павла (Подлипского), «государыня на милость не положи, но обаче от очию ея непрестанно источники слез изливахуся; ко пришедшим глаголя: яко мнози прежде бывши цари обругаемии бяху, а инии и чуждую землю познаша; мое же чадо младо сущее, и не доумеет ко умножению людских злостей управляти; молю вас, не лишите мене единороднаго чада». Изменила положение лишь убедительная речь архиепископа Феодорита: «Не мозите преслушатись: но сотворите повеленное вам от Бога, воистину бо от Бога избрани есте, и не прогневайте всех Владыку и Господа». Тогда «благоверная государыня инока Марфа Иоанновна многи слезы излия пред образом Пречистая Богородицы, и вземлет сына своего, благовернаго и благочестиваго великаго государя Михаила Феодоровича, пред всеми со слезами рече: се Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». Как добавляет летописец, произошло это в церкви Пресвятая Живоначальныя Троицы в Ипацком монастыре, в лето 7121 (1613), месяца марта в 14 день на память преподобнаго отца нашего Венедикта. Воньже и праздник уставися сей праздновати Пресвятая Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Феодоровския в соборной церкви». Действительно, в память о событиях 1613 года было установлено новое празднование в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы 9 апреля — в дополнение к воспоминанию ее явления 29 августа. С этого времени Феодоровский образ Пресвятой Богородицы особенно почитался всеми представителями царственного дома Романовых.

С 1861 года, с разрешения Святейшего Синода, стали возить святую икону в город Галич. Но во время проезда в Галич и обратно вошло в обычай останавливаться для служений в храмах и для молебнов в попутных городах: Судиславле и Буе, в некоторых монастырях, во многих селах и деревнях, чрез это срок отсутствия иконы из Костромы продолжался с Недели мироносиц до субботы Пятидесятницы, больше месяца. В Таличе икона оставалась больше двух недель, в других городах не больше двух суток. Во все время путешествия икона служила предметом глубокого, благоговейного восторга со стороны людей, принимающих ее. В городах и селах, где она останавливалась на ночь, совершалось праздничное служение, на котором читался акафист, специально составленный в похвалу Феодоровской Божией Матери; после служб совершается хождение с иконой по домам. Ни в городе, ни в селе, ни в деревне не оставалось ни одного дома, в котором бы икона не побывала, где не был бы совершен молебен, часто водосвятный, иногда с акафистом.

Вскоре после революции было запрещено совершение крестных ходов — в том числе и традиционного общегородского хода на Запрудню 29 августа. Весной 1922 года в ходе общероссийской кампании по изъятию церковных ценностей с чудотворной Феодоровской иконы была снята драгоценная золотая риза, изготовленная в 1891 году взамен прежней (1805 года), весившая 23 фунта 6 золотников — то есть почти 10 килограммов. Летом того же года, вследствие уклонения в обновленческий раскол архиепископа Костромского и Галичского Серафима (Мещерякова), соборные храмы Костромского кремля стали принадлежать обновленцам — представителям раскольнической церковной группировки, которых активно поддерживали богоборческие власти; таким образом, костромская святыня оказалась в их руках. В 1929 году Успенский собор был закрыт (взорван в 1934); Феодоровскую икону обновленцы перенесли в новый собор — Иоанно-Богословскую церковь на Каткиной горе (там икона находилась до 1944 года).

В 1943 году был упразднен и обновленческий Иоанно-Богословский «кафедральный собор» на Каткиной горе. Последний его настоятель, через покаяние вернувшийся в Церковь протоиерей Николай Голоушин, перевез чудотворную Феодоровскую икону в Иоанно-Златоустовский храм на Лавровской улице, являвшийся в то время кафедральным собором Костромской епархии; так великая святыня возвратилась в православный храм.

Празднование Феодоровской иконы Божией Матери совершается 9 апреля — в память событий 1613 года и 11 августа — в день обретения ее в Костроме князем Василием.

В этом же Богоявленском соборе монастыря находятся святые мощи преподобного Никиты, основателя монастыря, среди других святынь храма —рака преподобного Макария Писемского.

Адрес монастыря: г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Тел.: (0942) 31-83-94, 31-63-48.

В Костромской области имеются чтимые святые источники: святой источник в г. Шарья и святой источник на месте бывшего Игрицкого мужского монастыря (Костромская обл., Костромской р-н, С. Савицкое).



НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001155638263 (Пожертвование на наш Храм)



При полном или частичном использовании материалов, ссылка на наш сайт обязательна.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы © 2007-2012 | CKTO.RU | CKTOHOST.RU