"Не забывай никогда, даже в самые темные дни своей жизни, благодарить Бога за все, Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается." - Праведный Николай Псковоезерский


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Пожертвование на наш храм
История села и храма
Фотогалерея храма
Фотогалерея села
Святыни наших мест
Описание праздника Покров
Святые земли Рязанской
Рязанские новомученики
Древности храмов
Монастыри
Святыни Афона
Святыни России
Описание икон
Рязанские святыни
Рязанские святые источники
Проповеди, поучения
Видео галерея
Аудио материалы
Иконы Божьей Матери
Описания святых
Жития святых
Пасха, Двунадесятые праздники
О Богослужении и Таинствах
Молитвы, Акафисты, Каноны
Православные чудеса
Православный календарь
Наш адрес и реквизиты
Полезные ссылки и партнеры
Друзья нашего сайта
Гостевая книга


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001155638263
(Пожертвование на наш Храм
Покрова Пресвятой Богородицы
)


Пожертвование на Храм
R412906209622
WMR
  
Пожертвование на Храм
Z215261397328
WMZ
  
Пожертвование на Храм
E326841827928
WME
  


Установка нашего баннера на свой сайт
Код нашего баннера

Сейчас на сайте:



Надежный хостинг, регистрация доменов Создание и раскрутка сайтов, ремонт компьютеров и сотовых, компьютерный магазин

Алексиево-Акатов женский монастырь

Алексиево-Акатов монастырь — один из древнейших монастырей Воронежского края. Он основан в 1620 году. Город Воронеж в те стародавние времена имел исключительно военное значение и был незначительным городком-крепостью, населенным военными людьми, привезенными сюда из различных мест для защиты окраины Российского государства от набегов южных крымских и ногайских татар.

Враги нападали неожиданно, и от них нередко приходилось отбиваться силами только одного города. Так, в 1620 году на крепость напали литовцы и черкасы, и воронежцы выдержали неравный бой. Численность населения в то время не превышала 1000 человек. Несколько ранее, в 1590 году, Воронеж был при подобном набеге полностью разрушен, а жители вместе с воеводой были перебиты. Предвидя такую же беду при новом нападении, защитники крепости решились на отчаянный шаг — они сделали вылазку и имели успех. Воронеж был спасен и избавлен от разграбления.

Счастливые воронежцы, избавившись от опасности, свой успех приписали милости Божией и молитвам за них святого, в день памяти которого дарована была им победа. С чувством большой благодарности Богу и Его святому угоднику жители решили построить храм во имя святого и во славу Божию. В день победы отмечалась память святителя Алексия, митрополита Московского.

Задумав воздвигать храм во имя святителя Алексия, воронежцы обратили внимание на бедственное положение Успенского монастыря, устроенного в 1600 году игуменом Кириллом.

В 1616 году игумен Феодосий бил челом великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о том, что храмы и кельи Успенского монастыря развалились от полой воды и погнили, ограду разнесла вода, а алтарная стена висит над водой. На старом месте монастырю не выстоять. Игумен просил перенести его на новое место в Казарское городище. Просьба была удовлетворена.

Главным деятелем по устройству вновь возникшего монастыря явился первый игумен Успенского монастыря Кирилл. Он упросил бывшего после него игуменом своего племянника Феодосия уступить для нового монастыря частичку той земли, которая была пожалована царем для Успенского монастыря на переселение. И игумен Феодосий «поступился» одной поляной. На этой-то полянке, которая в то время была известна в народе под названием «Окатовой», и был сооружен новый храм и устроен монастырь.

Хотя монастырь строился по общему обету всех городских и уездных людей, но истинным строителем был игумен Кирилл, сделавший лично от себя крупные пожертвования в монастырь: «В церкви образа, и книги, и ризы, у церкви колокола и всякое монастырское строение были его, игумена Кирилла». Вот почему в монастырских грамотах устроение монастыря и присваивается именно игумену Кириллу, который, таким образом, является основателем первых двух монастырей в городе Воронеже.

В монастыре была устроена деревянная церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, келья для игумена Кирилла и четыре кельи для старцев.

Устраивая монастырь, игумен Кирилл приложил много старания для его внутреннего благоустройства, образцом которого были монастыри-пустыни. В документах самого первого времени обитель называлась «Новая пустынь Алексия, митрополита Московского». По месту строения на Окатовой, или Акатовой, поляне монастырь стал называться Акатовым. Поляна эта, поросшая вековыми деревьями, находилась в двух верстах от тогдашнего Воронежа и еще не была заселена, так что была удобна для пустынножительства, и населяли пустынь всего семь монахов: игумен Кирилл, иеромонах Иосиф, старцы Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий.

После смерти приснопамятного основателя и первого игумена Алексиевской пустыни Кирилла (1621—1632) настоятелем пустыни стал его племянник игумен Феодосий (1632), соединивший под своим управлением два монастыря. Но после него Алексиевская пустынь имела своих особых настоятелей: Иосифа (1653—1674),, Павла, и Питирима (1676—1679). Около пустыни в скором времени возникла слободка, в которой в 1629 году было четыре крестьянских двора. Число это к 1658 году увеличилось до 16, а к 1676 году — до 45. Кроме того, монастырю принадлежал за рекой Воронеж починок Трегубов, иначе деревня Рожка (ныне Отрожка), в которой в 1629 году насчитывалось шесть крестьянских дворов.

В 1634 году при игумене Феодосии монастырь получил на оброк Белозатонский юрт (ныне села Верхний и Нижний Мамон). Там были рыбные ловли, сенные покосы и леса, в которых водились лоси, бобры и куницы.

Монастырь вышел из первоначальной бедности и стал обладать некоторым достатком, а в середине XVII века уже считался выше старейшего Успенского монастыря. В 1630 году он имел храм, посвященный Владимирской иконе Пресвятой Богородицы, в котором во имя покровителя монастыря святителя, Алексия был устроен придел.

В 1674 году на средства обители и подаяния мирян была построена первая каменная церковь. В 1746— 1755 годах она за ветхостью фундамента была частично (с алтарной стороны) разобрана, и над нею был построен второй этаж, причем нижняя церковь была посвящена святителю Алексию, а верхняя — Владимирской иконе Пресвятой Богородицы.

В 1796—1798 годах церковь была перестроена, а в 1879 году за ветхостью разобрана совсем. От нее осталась только двухъярусная каменная Алексиево-Акатов женский монастырь колокольня готической архитектуры, замечательная тем, что и кровля на ней выведена из камня. Материал старой церкви был употреблен на постройку новой колокольни.

Судьба монастыря значительно изменилась, когда при Петре I была устроена верфь для постройки кораблей на реке Воронеж, необходимых для войны с турками, владевшими грозною морскою крепостью Азовом на берегу Азовского моря. Тогда в Воронеже подолгу жил сам государь Петр, для которого устроен был на берегу реки близ Успенского монастыря дворец. Здесь же были корабельная верфь, адмиралтейство, дворцы вельмож. На корабельные работы было привлечено 26000 рабочих со всех концов России. Среди корабельных мастеров было много иностранцев, образовавших немецкую слободу с двумя лютеранскими церквами. Окруженный со всех сторон шумной жизнью, Успенский монастырь испытывал крайнее стеснение и неудобство в своей иноческой жизни.

В 1700 году по указу Петра I с целью освобождения удобного места для кораблестроения Успенский монастырь со всеми владениями был присоединен к Акатову монастырю, а каменная церковь стала приходской при адмиралтействе.

В связи с этим царь возвысил роль Алексиевского монастыря, теперь единственного мужского монастыря своей временной столицы, и пожаловал его настоятелям сан архимандрита.

При Алексиевском монастыре, помимо крепостных крестьян, теперь образовался значительный приход, так как вокруг монастыря поселилось много жителей, а приходских церквей здесь пока еще не было.

Архимандрит Никанор (1702—1706) пользовался большим уважением царя Петра. Государь пожаловал ему митру. Ее камни впоследствии были употреблены на украшение ризы иконы Божией Матери «Троеручицы», которая прославилась чудотворением и являлась святым достоянием обители.

1764 год для монастырей был роковым. Императрица Екатерина II отобрала в пользу казны у монастырей их вотчины. И только некоторым из них вместо вотчины был назначен казенный оклад разных размеров в зависимости от классности. В Воронеже назначены были оклады только Алексиево-Акатову монастырю и Покровскому девичьему. Остальные же были упразднены.

В 1891—1896 годах при епископе Владимире I (Соколовском) при монастыре была открыта второклассная регентская церковно-приходская школа и был устроен прекрасный хор, который славился далеко за пределами Воронежа.

Деятельность монастыря во все времена отличалась добротой и тайной благотворительностью. Монастырь играл огромную роль в поддержании духовной и нравственной чистоты жителей города Воронежа.

В 1930-е годы обитель была закрыта. В годы Великой Отечественной войны Алексиево-Акатов монастырь претерпел значительные разрушения. Дальнейшему его упадку способствовали, как это ни печально, действия самих воронежцев. Территория монастыря изо дня в день превращалась в свалку мусора, монастырское кладбище было разорено, могилы осквернены. В довершение актов вандализма местные скалолазы стали устраивать на святых стенах свои тренировки.

Наконец в 1989 году Алексиево-Акатов монастырь был передан Воронежской епархии. С марта 1990 года начались реставрационно-строительные работы. Когда приступили к восстановлению монастыря, пришлось вывезти более 1000 машин мусора с его территории.

В июле того же года было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воронеже женского монастыря. К ноябрю были восстановлены здание Крестовой церкви (которая стала использоваться как гостиница для паломников) и двухэтажный Богоматерь Умиление Владимирская храм. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий освятил историко-архитектурный верхний храм во имя святителя Алексия и совершил первую Божественную литургию. Этот день стал днем возрождения обители.

Через год, 21 ноября 1991 года, был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери нижний храм, расписанный в последующие годы стараниями воронежских иконописцев и сестер обители. Вскоре после открытия монастыря на старинную колокольню подняли колокола.

К январю 1991 года закончилось строительство трапезной, восстановленной на старом фундаменте. Впоследствии она была расширена и в настоящее время может принять до 300 человек. На стенах и сводах трапезной сестрами обители и местными иконописцами выполнены росписи, изображающие святых и иллюстрирующие евангельские притчи.

В сентябре того же 1991 года завершилось строительство двухэтажного сестринского корпуса. Вблизи храма в 1992 году возведена небольшая часовня для водосвятных молебнов. Строительство в ограде монастыря продолжалось и в последующие годы.

На специально отведенный небольшой участок земли недалеко от храма в 1993 году были перенесены с городского кладбища останки архиереев, в разное время управлявших Воронежской епархией: архиепископов Пахомия (1723), Арсения (1810), Серафима (1886), Анастасия (1913), Тихона IV (1920), епископов Вениамина (1919) и Паисия (1953). Здесь же, на вновь образованном монастырском кладбище, установлен памятник создателю хромотографии профессору М. С. Цвету, могила которого когда-то находилась в ограде монастыря.

Дошедшие до нас старинные фотографии и описания дают нам некоторое представление о былом благолепии храма Алексиево-Акатова монастыря. Из святынь обители особо почитались воронежцами иконы Божией Матери «Троеручица» и «Живоносный Источник».

Дошедшая до нас цветная литография образа Троеручицы дает понятие о том, что икона была написана с большим искусством и хорошо сохранилась. О благочестивом усердии прихожан свидетельствовали многочисленные серебряные привески с изображением различных членов человеческого тела — таким образом получившие исцеление от святого образа выражали свою благодарность Владычице, подражая преподобному Иоанну Дамаскину, который в воспоминание о чудесном исцелении своей отсеченной руки приказал отлить из серебра изображение ее и приложил к иконе (так впервые появилось изображение Пресвятой Богородицы с тремя руками — образ, получивший впоследствии наименование «Троеручица»). Судя по многочисленности привесок, исцелений от образа было немало.

Перед иконой каждое воскресенье на вечерне совершалось акафистное пение. Нередко ее приносили из монастыря в дома благочестивых почитателей, для чего был устроен переносной киот.

Другая чтимая икона монастыря именовалась «Живоносный Источник». На ней Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках изображена как бы исходящей из источника воды, имеющего вид купели, или большой чаши. Таким изображение впервые появилось в V веке и связано оно с именем византийского императора Льва Маркелла, в царствование которого был построен в Константинополе храм над источником, указанным Льву Самой Богоматерью. И храм, и чудесный источник, и образ Божией Матери в куполе храма получили название «Живоносный Источник». После закрытия монастыря обе эти иконы были изъяты вместе с другими его святынями, дальнейшая их судьба неизвестна.

После возрождения Алексиево-Акатовой обители и возобновления богослужений в храме сюда стали поступать пожертвования. Среди них иконы из приходских храмов Воронежской епархии и от частных лиц. О неоскудевающей милости Божией свидетельствуют чудесные явления, очевидцами которых были сестры и многие прихожане обители.

Икона Божией матери «Живоносный Источник» — главная святыня возрожденной обители Алексиево-Акатова монастыря. Она была передана монастырю из Покровского кафедрального собора, возможно, в память об утраченной святыне. Неизвестный иконописец сумел передать в лике Пресвятой Девы дивное выражение кротости и неземной любви; с недетской мудростью смотрит на нас Предвечный Младенец.

Вечером 7 сентября 1992 года, накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, образ начал мироточить, и с тех пор это чудо Божие проявлялось многократно. Чаще всего струйки мира стекали с жезла в руке Владычицы и со свитка, который держит Богомладенец.

Икона была передана монастырю со значительными утратами живописного слоя. После реставрации образ был помещен в резной застекленный киот для лучшей сохранности. Но под стеклом он не мироточил. Однажды понадобилось вынуть стекло, и в тот же вечер показались маслянистые прозрачные капельки, в чем увидели проявление благой воли Самой Пресвятой Богородицы, не пожелавшей быть отделенной от нуждающихся в Ее помощи и молящихся Ей. Стеклом икону больше не закрывали.

День празднования в честь образа «Живоносный Источник» — пятница Светлой седмицы; богослужение по традиции совершает правящий архиерей митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий.

С 1997 года не раз источала миро икот великомученика и целителя Пантелеймона, подаренная обители владыкой Мефодием, — тоже афонского письма.

В том же 1997 году сестры и прихожане обители были свидетелями чудесного обновления иконы святителя Питирима Тамбовского. Образ этот, написанный предположительно в конце XIX века, был передан в Алексиевский монастырь в день его открытия из приходского храма с. Павловка Липецкой области. От времени и неправильного хранения лик святителя Питирима сильно потемнел, краски поблекли, вся икона была серой, бесцветной, закопченной, с трудом прочитывалась надпись на ней. И вот Господь явил через эту икону Свою благодатную силу. Вечером, по окончании богослужения, сестры и прихожане обители заметили, что лик святителя Питирима просветлел, фон из темно-серого сделался голубым, на нем золотыми буквами было написано имя святого, все цвета стали яркими и сочными. Создалось впечатление, что с иконы спала темная пелена, скрывавшая свет и чистоту образа. На следующий день за Божественной литургией икона святителя Питирима Тамбовского стала источать миро. Из благословляющей руки потекли прозрачные масляные струйки. Впоследствии это явление не раз повторялось, свидетельствуя о незримом присутствии и молитвенном предстательстве этого святого, который, как известно, во время земной жизни находился в духовной дружбе со святителем Митрофаном Воронежским.

Икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского также была передана обители из храма с. Павловка в октябре 1990 года. Судя по форме верхней части доски, она, вероятно, служила алтарной дверью. С 1997 года образ неоднократно мироточил, и многие замечали, что краски на нем значительно просветлели.

Одно из последних чудесных явлений связано с образом Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» — списком с древней чудотворной иконы, о первоначальном происхождении которой история сведений не сохранила. Известно, что долгое время она находилась на Афоне, в Русском Андреевском скиту, но прославление ее совершалось в 1863 году в России, в Вятской губернии, куда икону привезли для сбора пожертвований афонские монахи. Первым явлением благодатной помощи Владычицы было исцеление от немоты 18-летнего юноши. С чудотворного образа были сделаны многие списки. Празднование совершается 2 декабря.

На иконе, принадлежащей монастырю, Пресвятая Богородица изображена с предстоящими Ей Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом. Над главою Пречистой — венец, поддерживаемый двумя ангелами. Внизу иконы — тропарь и кондак образу и надпись, свидетельствующая о том, что «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года».

В 1999 году, вскоре по возвращении иконы в храм после реставрации, сестры заметили капельки мира на одеждах одного из предстоящих святых, а летом того же года, в один из июньских дней, долго стояли перед образом в благоговейном трепете, глядя на скорбный лик Пречистой, от очей которой до самого низа иконы стекали две прозрачные струйки, подобно слезам. Струйки эти не высыхали в течение двух дней. Впоследствии икона мироточила не раз, но в меньшей степени. : Адрес: 394022, Воронеж, ул. Освобождения труда, 6а. Тел.: (0732) 55-18-24.



НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001155638263 (Пожертвование на наш Храм)



При полном или частичном использовании материалов, ссылка на наш сайт обязательна.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы © 2007-2012 | CKTO.RU | CKTOHOST.RU