"Не забывай никогда, даже в самые темные дни своей жизни, благодарить Бога за все, Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается." - Праведный Николай Псковоезерский


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Пожертвование на наш храм
История села и храма
Фотогалерея храма
Фотогалерея села
Святыни наших мест
Описание праздника Покров
Святые земли Рязанской
Рязанские новомученики
Древности храмов
Монастыри
Святыни Афона
Святыни России
Описание икон
Рязанские святыни
Рязанские святые источники
Проповеди, поучения
Видео галерея
Аудио материалы
Иконы Божьей Матери
Описания святых
Жития святых
Пасха, Двунадесятые праздники
О Богослужении и Таинствах
Молитвы, Акафисты, Каноны
Православные чудеса
Православный календарь
Наш адрес и реквизиты
Полезные ссылки и партнеры
Друзья нашего сайта
Гостевая книга


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001155638263
(Пожертвование на наш Храм
Покрова Пресвятой Богородицы
)


Пожертвование на Храм
R412906209622
WMR
  
Пожертвование на Храм
Z215261397328
WMZ
  
Пожертвование на Храм
E326841827928
WME
  


Установка нашего баннера на свой сайт
Код нашего баннера

Сейчас на сайте:



Надежный хостинг, регистрация доменов Создание и раскрутка сайтов, ремонт компьютеров и сотовых, компьютерный магазин

Троицкий Свенский мужской монастырь


Свенский монастырь — один из самых древних и известных монастырей в России.

Обитель находится в трех с половиною верстах от областного центра. Душа радуется, когда издали видишь высокий холм у правого берега реки, простор и над всем этим, венец природной благодати — рукотворное чудо белокаменных храмов, издали кажущихся лебедями, привставшими на лапах и взмахнувшими узкими крыльями, готовыми сорваться с места и полететь вслед за скатывающимся к горизонту солнцем. И нужно побыть здесь какое-то время, оглядеться, присмотреться, вслушаться в шелест деревьев, полюбоваться крутым спуском к Десне, чтобы осознать кровную связь с землей, где воздвигнута такая жемчужина русской культуры.

Монастырь расположен напротив места впадения в Десну речки Свини (Свени), вследствие чего до половины XVIII века назывался Свинским. Но затем ввиду явной неблагозвучности названия во всех официальных документах стали означать монастырь Свенским. Выбранное место оказалось более чем удачным: с одной стороны — серебристый изгиб сверкающей реки, окаймленной золотистой кромкой песчаного пляжа и туманными контурами Брянска, с другой — низкий зеленый луг с отдельными купами верб и редкими могучими дубами.

Любого путника впечатляет даже вход в монастырь с северной стороны. Он сделан с отступом таким образом, что перед двумя башнями и надвратной церковью образовалась довольно обширная площадка. Такой вход был выгоден для обороны, так как давал возможность обстрела незваного гостя с трех сторон. И чем больше знакомишься с этой жемчужиной, тем более удивляешься этому сплаву сказочности и действительности...

Своим возникновением Свенский монастырь был обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских. Произошло это чудо в далеком XIII веке, когда брянский князь Роман Михайлович («Старый») неожиданно стал слепнуть. Прослышав об иконе, исцелявшей недуги и находившейся в Киево-Печерской Лавре, князь послал за нею архимандрита Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит старинное сказание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуше загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром проснувшиеся монахи с ужасом увидели, что икона из лодки исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей огромного дуба, стоящего против реки Свини.

Эта икона, размером 67 на 42 см, изображала Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседавшей на золотом троне и державшей на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях, стояли Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии", с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия было начертано: «Владыко, Господи Боже... возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосией, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке Антония можно было прочесть: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имами в сем Господа помощника».

Предание гласит, что Свенская икона была писана преподобным Алипием, который учился живописи у константинопольских художников, около 1088 года расписывавших Софийскую церковь Киево-Печерской Лавры.

Прослышав о новом чуде привезенной иконы, князь Роман Михайлович с родными, приближенными боярами, епископом и монахами пешком отправился к реке Свини. Подойдя к дубу, князь помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!» И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего.

После горячих благодарственных молитв счастливый князь вместе с присутствующими мужчинами стал собственноручно заготавливать лес для постройки святой обители. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.

Такова легенда, но отнюдь не легендой является тот факт, что Свенский монастырь был основан князем в 1288 году. Стоявший на подступах к Брянску, он был свидетелем малоизвестного в подробностях княжеско-дружинного строя в пределах древнего вятичского края. Такой немаловажный исторический факт подтверждался древним списком (копией) с иконы Свенской Божией Матери, на котором в свитке, державшемся чудотворцем Феодосией, были начертаны слова: «Окладывана в лето шесть тысяч семъсотное и девяносто шестое (1288) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасиею, месяца септемврия, в 26 день на память Иоанна Богослова». Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Романом Михайловичем было выделено достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари Иоанн IV Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иоанн IV Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.

Первым был вклад в 40 рублей после смерти в 1560 году любимой супруги Анастасии Романовой. Внесенная сумма была по тем временам немалой, судя по тому, что боевой конь стоил 15 рублей. Последними были вклады на помин души царевича Иоанна Иоанновича, убитого самим Грозным. Душу несчастного царя, видно, терзали призраки тысяч безвинно замученных им жертв, иначе чем объяснить, что он пожаловал Свенской обители 650 рублей, шесть икон в ценных окладах, 27 книг церковного содержания и тарханную грамоту, освобождавшую монастырь от налогов.

При Иоанне IV Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Это было монументальное пятиглавое, четырехстолпное и трехапсидное на подклети здание, с трех сторон окруженное галереями-папертями. Его подлинным украшением стали чудной и редкой работы железные двери, пожертвованные еще в 1565 году Иваном Федоровичем Мстиславским за поминовения его родителей — князя Федора и княгини Анастасии. Западные двери, скошенные сверху, украшались дивным ажурным орнаментом. Северные, прямоугольной формы, разделялись полосами на 20 неравных частей, украшенных посредине квадратной накладкой, на которой высечена сидящая на ветке птица. Южная, прямая дверь разграничивалась тонкими полосами на несколько прямоугольных частей. Одна из таких створок хранится ныне в московском музее «Коломенское», две другие — в Брянском краеведческом музее.

Собор имел величественный семиярусный резной иконостас высотой 33 м. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

Среди разнообразной церковной утвари выделялось игуменское место, являвшееся одним из лучших образцов древнерусской резьбы. Настоятели становились на это расположенное близ амвона место в тех случаях, когда не отправляли сами церковного богослужения. Самой древней была большая плащаница, о которой в описи 1681 года сообщалось: «Вышиты образы в лицах по камке лазоревой золотом и серебром, по той же камке вышиты кругом слова: "Не рыдай Мене, Мати"».

Благодаря царским дарам монастырь был отстроен и был обновлен собор, пострадавший во время польского набега в Ливонскую войну. Щедрое пожалование монастырь получал и от преемников Иоанна IV Грозного, хотя и не в таких размерах. В тяжелые годы Смутного времени монастырь и собор опять были сожжены поляками. Последним бедствием для него оказались набеги поляков во главе с Пацем и крымских татар в 1660-х годах. В конце XVII века в соборе создается новый иконостас, перенесенный позже в барочный собор. Однако его здание обветшало, треснули и начали распадаться своды и стены.

В 1744 году путешествовавшая императрица Елизавета Петровна посетила Свенский монастырь. Успенский собор она застала в полуразрушенном состоянии и пожаловала на строительство нового храма 6 тысяч рублей золотом. Так началась новая глава в истории памятника архитектуры. В соответствии с царским Указом от 3 апреля 1748 года деньги поступили в монастырь.

Успенский собор был заложен на высоком, ровном и безопасном месте в центре монастыря (старый храм стоял на косогоре, что способствовало его разрушению). 3 мая 1749 года свенские монахи направили в Киев прошение о разрешении строительства соборной церкви, сообщив при этом, что материалы для работ заготовлены. Возле монастыря начали выдавать продукцию громадные для своего времени кирпичные заводы.

Имя архитектора, по проекту которого возводился Успенский собор, долгое время вызывало споры. Назывались имена крупнейшего представителя русского барокко Растрелли, московского архитектора И. Мичурина. Документы Центрального государственного исторического архива Украины позволяют утверждать, что уже в 1744 году И. Мичурин представил на рассмотрение проект и модель собора. Они оказались выдержаны в духе лучших традиций древнерусского зодчества. 30 июля 1749 года собор был заложен. Руководил строительными работами архитектор Иоганн Битнер.

Во время строительства возникли непредвиденные сложности. Новый наместник монастыря Гервасий нашел, что уже возведенные каменные столбы были обрублены и само здание «перепорчено». Потребовалась, говоря современным языком, экспертиза проекта. И в начале 1752 года планы и модель собора отправляются в Петербург к оберархитектору Растрелли. Заключение специалистов оказалось однозначным: «переправки учинены весьма безрассудно... по опасности того строения». Вскоре Гервасий получил отставку, постройка вновь была переделана, а дальнейшие работы велись строго по проекту И. Мичурина.

Архитектор И. Битнер стремился наверстать упущенное. Он ежедневно требовал на строительство до двухсот каменщиков, столько же кирпичников, четыреста пеших и до двухсот конных рабочих. Его рвение было настолько велико, что свенские монахи в мае 1753 года подали на архитектора жалобу. В июне 1756 года «церковь постройкою возведена до кровли и своды закреплены». Но к этому времени И. Битнер умер. Руководство строительными работами было доверено крепостному архитектору Киево-Печорской Лавры Кондрату Стефанову, который в основном их завершил к осени 1757 года. В конце следующего года Синод выдал грамоту на освящение церкви.

Трудом тысяч крепостных за десять лет над зелеными крутыми берегами красавицы Десны были подняты красные стены собора, увенчанные пятью огромными барабанами, несущими купола, центральный из которых был позолочен в 1800 году, и главы с крестами. Величественное архитектурное сооружение имело в длину пятьдесят два с половиной аршина (свыше 37 м) в ширину — сорок два с половиной аршина (более 30 м).

Внутри храма находился величественный семиярусный иконостас XVII века с крупными резными фигурами вверху. Он был перенесен сюда из старого Успенского собора. Тонкая и сложная резьба раннего малороссийского барокко представляла значительный художественный интерес. Специалисты отмечали деревянную резьбу фриза над западными дверями, являвшую собой редкий образец старинной скульптуры, резьбу древнего игуменского места конца XVI века или начала XVII века. Известно, что многие живописные работы в соборе выполнены крепостным художником Кириллом Холодовым, доставленным в Свенский монастырь из Киева закованным в кандалы. На помощь художникам в Свень были направлены и многие живописцы Киево-Печорской Лавры.

Монументальный, стройный Успенский собор, господствовавший над окрестностями, чьи изящные купола были видны издалека, а богатая внутренняя и наружная отделка отличалась высокой художественностью, был подлинной жемчужиной Свенского монастыря. К сожалению, время и люди не пощадили этот выдающийся памятник архитектуры. К XIX веку собор обветшал, в 20-е годы XX века был взорван.

Легким и жизнерадостным настроением выделяется Сретенская надвратная церковь о трех главах. Точное время ее постройки неизвестно. В рукописном монастырском сказании говорится, что она возведена при царе Петре в 1690 году, а из сдаточной описи 1681 года видно, что в то время Сретенская церковь уже существовала. В книге кладов она упоминается даже под 1678 годом. «Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со освященным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен был крест», — утверждалось в сочинении архимандрита Иеорофея «Брянский Свенский Успенский монастырь».

В 1827 году церковь перенесла сильный пожар, сгорели «верхи, крыша и главы». Пришлось их делать заново, «поправлять стены», заливать вновь своды. В 1883 году был расписан северный фасад вместе с примыкающей к нему оградой. С восточной стороны в это же время пристраивается каменное Помещение для привратников. Под церковью существовал погреб «для поклажи всяких казенных вещей».

Церковь над северными святыми воротами имеет ярусное построение. Проходы и проезды в монастырь образуют первый ярус, а второй — собственно церковь. Основной этаж разделен на три части, каждая из которых имеет верхнее продолжение в трех световых барабанах (два восьмигранника и один, средний, шестигранник). Средний барабан, самый большой, отличается нарядным украшением наличников окон. Барабаны покрыты пологими шатрами, под которыми находятся меньшие барабаны с куполами. Еще выше — небольшие декоративные барабаны, увенчанные луковичными главками с крестами. Здание церкви представляет собой оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным порталом, стилистически соединивший в своей архитектуре московское и украинское барокко. Он сооружен из кирпича на буковых фундаментах. При реставрации восстановлена окраска стен в красный цвет с белыми деталями, сейчас в помещениях Сретенской церкви ведутся службы. Оригинальными были строительная конструкция и архитектурный строй колокольни, — памятника, к сожалению, не дошедшего до наших дней.

При Иоанне IV Грозном, кроме Успенского собора, был выстроен второй каменный храм — церковь во имя Антония и Феодосия Печерскнх. Возводила ее артель во главе с мастером «Гавриилом Дмитриевым, сыном Маковым, тверитином». В 1567 году, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. Дошедшее до наших дней сказание о строительстве этого храма повествовало следующее: «На том мосту обломился Тихон, старец, бывший игумен того монастыря, а с ним обломилося шестьнадесять человек — церковных каменщиков и делавцев, которыя носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу... у всех главы испробиша, а у иных скулье испробиша и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша». По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Не простояв и ста лет, в 1677 году этот храм обрушился по ветхости, а затем был восстановлен с некоторыми изменениями первоначального облика.

В одном из описаний говорилось: «...Церковь Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, каменная же с трапезою; а в трапезе печь израсчатая, зеленая, да у той же церкви приделана подкемарская, а под церковью и под трапезою два погреба да хлебня. Церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом. Кроме иконописания, особых дорогих украшений в этой церкви не было».

Первоначальный план церкви представлял собой прямоугольник с полукружной в грань алтарной апсидой, папертью с ризницей на западе и трапезной на востоке. Интересно, что вопреки общему правилу древние зодчие построили алтарную часть храма не на востоке, а на юге. В его архитектуре отразились формы московско-суздальского зодчества. Особенно характерна в этом отношении главка с изящным декором барабана. До XIX века церковь выполняла роль монастырской трапезной, а позднее, когда была возведена отдельная трапезная, — роль теплого храма, в котором была старинная изразцовая печь.

В 1681 году, через четыре года после разрушения, церковь Антония и Феодосия Печерских удалось восстановить. В 1806—1807 годах были сделаны пристройки к трапезной и расширены ее оконные проемы, в 1817 году тесовая кровля заменена железной, а в 1832 году прежний вход переделан в ризницу и с севера пристроена паперть. Все эти переделки значительно изменили облик храма.

Церковь Антония и Феодосия Печерских, бесстолпная, одноглавая, скромная и даже суровая по своему облику, украшалась декоративным барабаном, а поверхность купола окаймлена килевидной аркатурой. Своеобразным был декор наличников окон второго этажа, а верхняя часть основного нефа обработана заковарами. Она была сооружена из кирпича на бутовых фундаментах, а позднее, в XIX веке, оштукатурена.

До наших дней церковь Антония и Феодосия дошла в руинах. Как и Успенский собор, она была разрушена в 1928 году. Сохранилась лишь часть подклети и стен. Реставраторы разобрали и очистили руины, и сейчас, изучая сохранившиеся элементы, можно узнать немало интересного об особенностях древнего строительства.

Адрес: 242020, Брянская область, Брянский район, пос. Супонево; тел. (0832) 77-98-55, 92-17-97, 41-56-89.



НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001155638263 (Пожертвование на наш Храм)



При полном или частичном использовании материалов, ссылка на наш сайт обязательна.

Источник некоторых материалов: www.svjatyni.ru
Храм Покрова Пресвятой Богородицы © 2007-2012 | CKTO.RU